Существующие подходы к определению экономической безопасности предприятия

экономическая безопасность финансовая хозяйственная

Для того чтобы сформировать новый подход к обеспечению экономической безопасности предприятия, необходимо, прежде всего, обобщить и классифицировать уже имеющиеся подходы к решению данного вопроса.

В основном всю литературу и исследования в области экономической безопасности предприятий можно классифицировать по приоритетным признакам в плане тематики и в плане расстановки акцентов в последовательности описания деятельности по обеспечению ЭБП.

В плане тематики исследования и литературу можно условно разделить на три группы.

В первой группе приоритет отдается практическим мероприятиям, зачастую оперативного характера.

Во второй группе деятельность по обеспечению безопасности, в том числе ЭБП детально рассматривается в каком-либо одном из аспектов, например криминологическом, психологическом, правовом, информационном, управленческом. Также могут быть рассмотрены смежные области: риск-менеджмент, аудит, учет, контроль, менеджмент кадров, маркетинг и др.

В третьей группе литературы значительную часть содержания составляют методы, связанные с использованием математического аппарата, например теории игр, теории вероятностей, анализа систем управления и пр.

Все эти три группы имеют самое непосредственное отношение к проблеме обеспечения экономической безопасности предприятия, однако разнородны по своей сути. Вообще, такая ситуация довольно естественна. Дело в том, что спектр угроз экономической безопасности предприятия (ЭБП) довольно широк, угрозы ЭБП имеют различное происхождение и направленность. Успешно противостоять этим разнообразным угрозам с использованием какого-то одного универсального метода или способа представляется невозможным. Необходим комплексный подход к проблеме обеспечения ЭБП.

Обобщение работ различных авторов приводит к следующим выводам. Во многих работах при описании во времени процесс обеспечения ЭБП как защиты от угрозы начинается с выявления или прогнозирования угрозы, например. Вообще хотелось бы отметить, что такой порядок выглядит довольно естественно и логично. Он вполне соответствует определениям безопасности как защищенности от угроз. Довольно удобно представлять себе процесс именно таким образом: выявили угрозу - строим защиту. Но обратим внимание на следующие соображения:

· большинство угроз в общем понимании, а не в применении к конкретно взятому предприятию существует гораздо дольше большинства предприятий, уже давно известно и хорошо описано;

· первичным можно рассматривать понятие безопасности, а 1С угрозы;

· угрозы ЭБП существуют всегда вследствие различия, даже противонаправленности интересов хозяйствующих субъектов и всех без исключения сферах ФХД предприятий;

· идеологически концепция перманентного построения за деты от возникающих угроз соответствует тому, что в спорте называется «работа вторым номером». Всегда имеется определенное отставание от нападающего. Если это отставание существенно, поражение защищающегося «второго номера» гарантировано.

Кроме того, что есть выявление угрозы? С «технологической» точки зрения угроза представляет собой возможное отклонение реальной ФХД предприятия от оптимальной или «нормальной», ФХД. Таким образом, выявление угрозы сводится к прогнозированию, обнаружению возможных отклонений от «нормальной» ФХД, т.е. сравнением реальной ФХД с «нормальной». Это можно сделать, лишь имея независимое, достаточно полное и точное представление о «нормальной» ФХД предприятия,

С учетом вышесказанного напрашивается вывод о возможности изменения подхода к обеспечению ЭБП. Иначе говоря, представляется целесообразным рассматривать в первую очередь не сами угрозы экономической безопасности, а функционирование предприятия с системой обеспечения безопасности. Таким образом, предполагается:

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по экономике

Специфика определения цен на продукцию (услуги)
Одним из составляющих элементов рыночной экономики является цена, ценовая политика предприятия. Цена представляет собой экономическую категорию, обозначающую сумму денег, которую уплачивает покупатель за приобретенный им товар, представленный в виде прод ...