Монополизм в экономике и антимонопольное законодательство

Монополистические явления существуют вот уже несколько веков в разных формах и проявляются на всех этапах развития рыночных процессов, сопровождая их.

Новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX века. Конец XIX века в экономической истории чаще всего называют периодом монополистического капитализма.

В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою историю развития столкнулся с проблемами появления на рынках монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции - этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.

Проблема монополизма не утратила актуальности и по сей день, являясь сегодня одной из наиболее актуальных проблем экономики. Как и конкуренция на товарных рынках, монополии привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических и правовых решений по актуальным вопросам.

Предметом исследования данной работы является монополизм и антимонопольное законодательство. Объект - экономика России. В курсовой работе были использованы аналитические, сравнительные, монографические методы исследования.

Информационной базой является следующая литература: учебные пособия, статьи из российских журналов, монографии.

Целью данной работы является исследование монополизма и антимонопольного законодательства. Для достижения этой цели было поставлено ряд задач:

Изучение литературы по данной теме.

Анализ статистических данных.

Изучение теоретической основы проблемы монополизма и антимонопольного законодательства.

Если обратить внимание, например, на промышленное производство, то монополии - это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий или же хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Проблема монополий в России носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. Крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент перестроить на рыночные отношения.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

    Другое по экономике

    Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами
    В современных условиях производства, эффективность использования производственных фондов, сырья, улучшение качества и структуры произведенной продукции зависят как от количества работающих, так и от уровня их квалификации. В развитии производства и повышении его эффект ...